All-Hi-Fi лучшие обзоры Hi-Fi-техники

Hi-Hi-PC.ru Hi-Fi-звук на компьютере

Sennheiser HD 800 S

Sennheiser обновила свои наушнки HD 800, добавив поддержку балансного соединения и назвав новый продукт 800 S

Являясь гигантом в любой индустрии для компаний такого масштаба всегда существует опасность стать консервативным и оставить попытки рисковать. Понятия не имею, что происходило на заседаниях совета директоров в Sennheiser, но меня, как для стороннего наблюдателя, поразило, что именно это произошло с компанией в начале 2000-х. В 1968 году Sennheiser изменили представление общественности о наушниках, когда они представили новаторские HD 414, с их легким и компактным дизайном они «сидели» прямо на ушах (а не вокруг их), были открытого типа и имели амбушюры кричащих цветов.

Талисман SENNHEISER

Через 35 лет на смену пришла топовая модель HD 650, и, если смотреть в ретроспективе, она явилась символом застоя, творившегося в компании Sennheiser. Я обладал данной моделью, и хоть я уважительно относился к ее работе со звуком – для всего есть место и все на своем месте – но это уважение никогда не перерастало в любовь. HD 650, если говорить честно, на удивление не вдохновляли быть основным источником музыки. И вот, в 2009 году, Sennheiser внезапно нашла свой талисман, запустив модель HD 800, за которыми последовали HD 800 S за 1200 фунтов – обновленная версия с возможностью балансного подключения.

И когда я доставал HD 800 S из упаковки, меня заново накрыло удивлением, сходным по силе с ощущением от появления HD 800. Было абсолютно очевидно, что над дизайном HD 800 S поработали с чистого листа, что придало им смелый современный внешний вид, и это было абсолютно непохоже ни на один предыдущий продукт от Sennheiser. А качество звука только усилило ощущение того, что инженерам Sennheiser поставили задачу избавиться от старых оков и установить новый стандарт качества. И даже спустя семь лет HD 800 все еще выглядят свежо и оригинально, непохожими на другие продукты.

На сколько же различаются 800 и 800 S? Больших изменений нет, а внешние металлические части капсюлей у 800 S получили матовую черную отделку вместо металлика.

Как и в предыдущей модели использованы нержавеющая защитная сеточка, конструкционный пластик, ну и 56-мм излучатель остался на своем месте, и, как утверждают в Sennheiser, это «идин из самых крупных излучателей, примененных в динамических наушниках». Номинальная величина импеданса не изменилась (высокоомные 300 Ом) и указанная величина чувствительности находится на схожем с предыдущей моделью уровне.

Если что и поменялось, то это АЧХ – если верить опубликованному сотрудниками Sennheiser трехоктавному графику S-ка чуть более проседает на частотах ниже 150 Гц и чуть меньше – в районе 6 кГц. Еще одно нововведение – использование в капсюлях измененного звукопоглащающего материала, что, видимо, и является причиной изменения АЧХ в верхнем диапазоне. Sennheiser комплектует S-ку двумя соединительными кабелями, каждый из которых сделан из покрытой серебром бескислородной меди, усиленной параарамидом. Один кабель аналогичен применяемым в HD 800 и является несимметричным с 6,35 мм штекером на конце, а второй – симметричный с 4-пиновой XLR-вилкой. Со стороны наушников каждый из кабелей имеет Y-образное разделение, и имеет раздельное подключение каждый к своему капсюлю через идентичные использованным в 800-ке защелкивающиеся разъемы (Для меня является загадкой, почему Sennheiser не воспользовался изумительными разъемами Lemo, уже внедренных AKG в своих K812). Соединение по стандарту мини-джек не предусмотрено, т.к. S-ка даже не собирается притворяться, что может быть использована не по своему основному назначению, справедливо требуя для качественной работы чего-то лучше, чем смартфон.

Единственными аксессуарами, поставляемыми в комплекте, помимо черной картонной упаковки и руководства пользователя, являются салфетка из микрофибры, сумочка для запасного кабеля и USB-флешка, на которой вместе с PDF-руководством размещен график АЧХ, индивидуальный для данной модели.

Для борьбы с резонансами в оголовье Sennheiser еще в HD 800 использовали метал с «внутренним демфирующим элементом».

Эффективность данного решение не вызывает вопросов. Во время импеданс-теста я не заметил цветных шумов, возникающих из-за резонансного эффекта в оголовье, в спектре розовых шумов, а также звукового переноса из левого канала в неактивный правый. Наушникиобеспечивают комфорт высшего порядка, несмотря на тонкие амбушюры, и плотную посадку, вопреки скромному значению прижимной силы.

Все еще лучшие?

В основном, при тестовом прослушивании я использую свой усилитель для наушников Teac HA-501. Но у него имеется только несимметричный выход, а мне безумно хотелось узнать, предоставляет ли хоть какие-то улучшения использование симметричного режима в 800 S, что пришлось прибегнуть к использованию Teac UD-503. Он предоставлял симметричный выход, но с использованием сдвоенного 6,35-мм разъема, и мне пришлось спаять небольшой переходник (я использовал разъемы Neutrik и покрытый серебром кабель из бескислородной меди с тефлоновой изоляцией). В данной конфигурации был задействован внутренний ЦАП в UD-503, получающий сигнал через USB от собственного программного плеера Teac на компьютере под управлением Windows 7.

Точность – это то, чем всегда обладали HD 800, и S-ка не стала исключением. Но это не та странная безжизненная точность старых HD 650. HD 800 S, как венец серии достойных устройств, полон жизни и гармонии. Их тоновый баланс поражает меня максимальным приближением к естественному среди всех использованных мною ранее наушников.

Давайте сразу разберемся в разнице между симметричным и несимметричным режимами. После моих первых тестовых прослушиваний при помощи Teac UD-503 мои предпочтения явно склонились в сторону несимметричного подключения, который мне показался более четким и информативным. Будучи вдохновленным великолепным воспроизведением на UD-503 файлов DSD в высоком разрешении, я недавно приобрел записи дебютного альбома Janaki String Trio [Yarlung Records] в формате Native DSD - DSD256. Трек № 3 – вступление струнного трио ми бемоль мажор Бетховена – самая лучшая реклама одновременно качеству звукозаписи и исполнению JST, и он звучал яснее и более динамично с использованием несимметричного выхода. Симметричный режим воспринимался несколько труднее.

Трибьют для ELP

В честь памяти Кита Эмерсона (Keith Emerson) я включил запись, расположенную по другую сторону линейки качества, а именно «Lucky Man», сграбленный с ремастеринг версии первого одноименного альбома ELP (Emerson, Lake & Palmer) [Sony Music 88691937972]. Хотя записям Эдди Оффорда и далеко до уровня Janaki, тем не менее, я тоже слышал преимущество в разрешении несимметричного режима. При использовании последнего участие гитары Грега Лейка (Greg Lake) было более ощутимым, а знаменитое синтезаторное соло Эмерсона гремело и парило более убедительно.

Но это не значит, а я это подчеркиваю отдельно, что симметричный режим никогда не будет звучать лучше на HD 800 S. В определенных обстоятельствах оно так и будет. Но наличие двух усилителей на один канал вместо одного всегда увеличивает вероятность ухудшения звука, вместо ожидаемого улучшения. Но протяжении оставшегося для прослушивания времени я с удовольствием вернулся к несимметричному режиму на HA-501.

А теперь я хочу затронуть немного другую тему. Когда я делал обзор на HD 800 в 2009 году, я обратил внимание, что без грилей в капсюлях они звучат лучше. Обычно я не тестирую оборудование, чье состояние отличается от заводского, но в данном случае модификация была простая и полностью обратимая. И если я проделывал это с HD 800, то я просто обязан сделать тоже самое и с S-кой. И я рад, что пошел на это, так как реакция оказалась идентичной: без решеток звук стал лучше.

Напор точности

А улучшения я слышал при использовании самого разного музыкального материала. Одним из треков, который лучше всего продемонстрировал эффект, это композиция с трудно произносимым названием «Rassa, tan creis e monta e poia» с альбома «The Last Of The Troubadours» группы Марина Беста [Nimbus Records NI 5261]. Одноименный трек с альбома описывает ужасы, творившиеся в городе Безье, когда папа римский Иннокентий III начал Альбигойский крестовый поход не только на территории Священной Земли, но и на юге Франции, чтобы уничтожить катарских еретиков. Уж не знаю, что означает название трека, но, судя по последним словам с него «Let’s sing for our futures, all our futures» (споем за наше будущее, все наше будущее) я берусь предположить, что там что-то утверждается и к чему-то призывается. Эта композиция несомненно дикая, и не скатываясь на в грубое звучание воспроизвести ее тяжело.

С установленным на место защитными грилями 800 S удавалось обойдись без грубости в звуке, но, кажется, при этом немного терялась энергия настойчивости и ритма. С удалением грилей звук подраскрывался и возрастал энергетический уровень, но и грубость звучания при этом держалась в узде. Этого было достаточно, чтобы убедить меня убрать грили до конца тестового прослушивания. Покупателям наушников я советую самостоятельно провести эксперимент и сделать соответствующие выводы.

Остальные треки взлетали под напором выразительной точности. Вступление в «Notations» от Пьера Булеза [DG 00289 477 5385] продемонстрировало способность 800 S к невероятно реалистичному воспроизведению звуков пианино и их широкий неограниченный динамический диапазон, а воспроизведение «Drumkit Quartet #1» от барабанщика Wilco Гленна Котч [Cantaloupe Music, файлы в разрешении 44,1 кГц/16 бит] продемонстрировало их способность воспроизводить громогласные басы одновременно с деликатно выделенными высокочастотными перкуссиями. Композиция Майлса Дейвиса «Donna Lee» в интерпретации Томаса Гулда с альбома «Bach To Parker» [Champs Hill CHRCD078; файлы в разрешении 96 кГц/24 бит] была очаровательной демонстрацией того, как молодой британский скрипач способен выходить за рамки жанра. И мои губы в очередной раз сложились в улыбку на лице.

Вердикт HI-FI NEWS

Sennheiser добавила не так уж и много в HD 800, чтобы превратить их в HD 800 S, но если перед этим уже выпущен прекрасный продукт, то приходиться быть осторожным, чтобы не навредить. Sennheiser удалось быть осторожными, и конечный продукт HD 800 S с легкостью завоевывает верхнюю строчку рейтинга вместе со званием лучших из доступных на данный момент наушников. Не совсем благозвучно, но они честны, способны, и, в конце концов, доставляют удовольствие.

Лабораторные исследования

В спецификациях на свои HD 800 S Sennheiser указывает значение чувствительности 102 дБ звукового давления для 1 В на 1 кГц, но наши замеры показали среднее значение у двух капсюлей 105,9 дБ при одинаковых условиях. Получается, что Sennheiser уж очень занижает свои данные. Это маловато для современных наушников, но для высокоомных с импедансом в 300 Ом нормально. Любой источник звука, способный передать сигнал среднеквадратичного значения, скажем, в 5 вольт, сможет заставить 800 S обеспечить приемлемый уровень звукового давления, чтобы справиться с краткосрочными пиковыми нагрузками в широком динамическом диапазоне. На самом деле, их импеданс меняется в широком диапазоне – мы зафиксировали минимальное значение 333 Ом и максимальное – 654 Ом, т.е. практически в два раза больше, если сравнивать уровни 20 Гц и 20 кГц. В низкоомных наушниках это привело бы к существенным отклонениям в АЧХ при использовании усилителей с конечным значением импеданса, но в данном случае импеданс капсюлей так высок, что при выходном сопротивлении в 10 Ом отклонения составляют всего 0,13 дБ, а при 30 Омах – 0,06 дБ – что вряд ли будет заметно на слух.

 

Sennheiser характеризует АЧХ у HD 800 S как diffuse field, но результаты замеров с нашего искусственного уха не совсем с этим согласны. График ненормализованных характеристик показывает значительно расширенный бас-диапазон и не такой крутой подъем в районе 2-3 кГц, как можно было бы ожидать при DF-нормализации. И как результат кривая с DF-коррекцией показывает постепенное нарастание выходного уровня ниже 1 кГц до максимального значения в 4 дБ на 100 Гц – хотя Harman response correction убирает это – а вот на уровне выше 1 кГц наблюдается провал до –5 дБ на 2,5 кГц. По сравнению с оригинальными HD 800 различия в основном небольшие: в пределах ±1 дБ от 25 Гц до 4 кГц, свыше которых громкость у 800 S снижается в среднем на 2 дБ вплоть до 10 кГц. Уровень дисбаланса капсюлей выглядит пугающее со значением ±11,6 дБ, но он снижается до превосходных ±2,2 дБ ниже 7,5 кГц

 

Вопросы балансного подключения

Во время разработки HD 800 оснащение наушников симметричным подключением еще не вошло так широко в практику. И вот теперь Sennheiser очевидно решили оснастить свою топовую модель им, чтобы соответствовать моде. Но дело ли тут только в моде, или в чем-то большем? И специалисты Sennheiser взялись за это из-за энтузиазма, или потому, что их руки были связаны маркетинговыми указаниями? Последний вопрос, конечно, больше риторический, а вот первый может быть даже основным для покупателей наушников из числа аудиофилов, чей выбор усилителя и наушников может быть ограничен тем, реально ли требуется поддержка симметричного выхода. Что касается меня, то конкретно для наушников наличие симметричного входа не представляется мне чем-то, дающим плюсы. И, как всегда, я открыт для противоположного мнения. Во время сравнения несимметричного и симметричного соединений с наушниками Sennheiser HD 600 и усилителем Aurorasound Heada я был уверен, что симметричный вариант звучит лучше, но на результат могли влиять неконтролируемые переменные (нагрузка наушников и выходное сопротивление). В этот раз, при использовании другого оборудования, симметричное соединение звучало хуже, так что сомнения остаются существовать дальше.


По материалам издания HI-FI NEWS
Автор Keith Howard

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


shellac интернет магазин;пена регейн;система добровольной сертификации систем менеджмента www.isopm.ru .